nec temere nec timide (asyak) wrote,
nec temere nec timide
asyak

Category:

О прокрастинации, помидорах и ментальных блоках



Один из лучших курсов, которое попадались мне не
курсереLearning How to Learn или как научиться учиться в вольном переводе. Мне он настолько понравился, что я решила сделать краткое изложение на русском. Сама автор курса Барбара Оакли очень харизматичная женщина с интересной биографией. По ее собственным словам она терпетьне могла математику и точные науки в школе и сразу по окончании записалась в армию. Будучи на службе, она закончила факультет славянских языков и литературы и даже работала переводчиком русского языка. После армии в 26 лет она решила продолжить образование и выучиться на инженера, несмотря на гуманитарный склад ума и всю нелюбовь к математике. В перерывах между учебой она даже умудрилась поработать оператором радио связи в Антарктике. В настоящее время Барбара преподает инженерию в университете Оакланда. Ее курс Learning how to Learn привлек более миллиона слушателей по всему миру.

Одна из идей, которая красной нитью проходит через весь курс, состоит в том, что в нет ничего невозможного и при желании научиться можно чему угодно. Это лишь вопрос времени, мотивации и подхода. Да, кому то математика или иностранные языки даются чуть легче, но в конечном счете при правильном подходе каждый человек способен освоить любой предмет. Кстати, это относительно новая идея, еще недавно считалось, что если нет прирожденных способностей, то нет смысла и пытаться и преподаватели очень любили навешивать ярлыки вроде ¨технарь¨ или “гуманитарий¨. ( На тему есть очень неплохая книга Carol Dweck Mindset: The new Psychology of Success, о которой я напишу в следующий раз).

Focused and diffuse mode

Есть два разных режима работы нашего мозга: сконцентрированный и расслабленный. Когда мы изучаем новый материал или работаем над сложной задачей, очень важно периодически переключаться между этими режимами. Когда мозг находится в расслабленном состоянии, работа происходит как бы на заднем плане, и в это время формируются новые нейронные связи, которые позволяют находить новые нестандартные решения. Работая над сложной проблемой не стоит концентрироваться над ее решением часами, лучшей стратегией будет отвлечься на что-то другое — выйти на прогулку или заняться спортом, и зачастую по возвращению ответ вдруг придет сам собой. Очень важную роль играет сон. Во время сна информация, полученная в течение дня, закрепляется в нашей памяти и интегрируется с уже имеющимися данными, поэтому часто новые и креативные идеи приходят, когда мы спим. Классические пример- Менделеев, которому после долгих дней работы приснилась систематизированная таблица элементов.

Procrastination

Прокрастинация по своей природе имеет много общего с аддикциями вроде алкоголизма или наркомании. При мысли о работе, которой не очень хочется заниматься, активизируется часть мозга, которая отвечают за негативные эмоции. Как следствие, человек отвлекается на что-то более приятное, однако в дальнейшем негативные эмоции только усиливаются. Однако ученые открыли простой способ преодолеть изначальный дискомфорт. Оказывается, если просто начать долго откладываемое неприятное занятие, то через какое-то время ¨нейродискомфорт¨пропадет. Одним из способов преодоления прокрастинации является техника ¨помодоро¨, когда заводится таймер на 25 минут и в течение этого времени человек полностью фокусируется на работе, не отвлекаясь на внешние раздражители. По истечении 25 минут можно наградить себя за проделанную работу и выпить кофе или почитать статьи в интернете, а потом опять поставить таймер. Нам психологически проще полностью сфокусироваться на задаче, если речь идет только о 25 минутном промежутке, а не долгих и бесконечных часах. Другой способ преодоления прокрастинации это фокусироваться на процессе, а не на результате. Когда мы не думаем о конечном продукте, а фокусируемся на процессе, то перестаем волноваться о дедлайнах,ругать себя за медлительность и неэффективность и нервничать при мысли о количестве предстоящей работы, вместо этого мы можем полностью расслабиться и погрузиться в работу.

Chunking and memory

Лучше всего новый материал усваивается путем создания ¨chunks¨- отдельных кусков информации, которые логически связаны между собой в нашем сознании. Когда мы поняли (а не просто выучили) новую концепцию, в мозгу создается новый ментальный блок, который затем связывается с уже существующими блоками, таким образом постепенно складывается целая система, объединяющая разрозненные куски информации в организованную структуру. Совершенно бессмысленно много раз перечитывать или зазубривать материал, поскольку без понимания невозможно связать новую информацию с уже существующей. Чтобы закрепить новую концепцию или факт в памяти лучший способ- закрыть все учебники и протестироваь себя. Также, для того, чтобы создать сильный ментальный блок нужна практика, но эта практика должна быть распределена во времени. Если вы готовитесь к экзамену в самый последний день, то не можете закрепить между собой все информационные блоки, вы как бы сваливаете их в одну кучу. В результате, если вы и сдадите экзамен, то скорее всего уже все забудете к моменту выхода из аудитории.

Subscribe

  • (no subject)

    Я чипировалась Файзером. Вакцина работает. Во всяком случае у меня серьезные side effects. Вдруг из ниоткуда снизошла сильная любовь к канадскому…

  • Новости нашей психбольницы

    Мне вот кажется, что глубже падать уже нельзя, дно давно пробито, но правительство Онтарио каждый раз умудряется меня удивить как в первый раз.…

  • (no subject)

    В какое интересное время мы живем. Несколько секторов экономики практически уничтожены. Куча людей на социалке, правительство печатает деньги, как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments